пятница, 23 февраля 2018 г.

Скоропослушница Шарканская (Родигинская). Παναγία Γοργοεπήκοος.. Panagia Gorgoepikoos ("She who is quick to hear")



Есть в Удмуртии старинное село Шаркан (первое упоминание о нем встречается в 1678 г.). Для несведущего этот районный центр ничем не отличается от тысячи других, раскиданных по матушке России. Несколько сотен строений по обе стороны дороги пролетают перед глазами за несколько минут. Не успеешь опомниться и нет Шаркана. Однако мало кто знает историю этого населенного пункта. А находится здесь одна из самых таинственных православных святынь Удмуртии – икона с непростой судьбой, имя которой "Скоропослушница".

О ее чудотворных свойствах в конце XIX века ходили легенды, толпы странников и паломников шли в Шаркан из разных уголков Вятской губернии для того, чтобы прикоснуться к святыне.

Попала эта икона сюда без малого 120 лет назад и не откуда-нибудь, а из самой Афонской обители Святого Саввы, куда русские паломники приходили еще на рассвете христианства.

То был великий дар семье Родигиных за богатые пожертвования в Афонскую обитель. На оборотной стороне иконы надпись гласила: "В дар и благословение Михаилу Ивановичу Родигину от Святого Афона: освящена в келии Св.Саввы. Освящена в Копках. 1883 г. 6 марта".

Глава семейства Михаил Иванович был крепким хозяином, любил землю и чтил христианские заповеди. Чугунолитейный завод, основанный им в 1849 г., приносил хороший доход. Средства на благие дела М.И.Родигин не жалел.

20 лет икона оставалась семейной реликвией и гордостью Родигиных. Домашняя молельня была открыта для всех страждущих. Несколько случаев исцеления от тяжких недугов вызвали по округе настоящий православный бум. Каждый хотел увидеть святыню, приблизиться к ней. В основном, это были женщины. Многие из них получали приют в семье Родигиных. Хозяева разрешали безродным-обездоленным строить избы на своей земле. Никто и не заметил, как вокруг иконы выросла целая община со своим хозяйством: четыре десятины земли, двенадцать коров, семь лошадей, добротные постройки и целый ряд мастерских.

Насельницы, так поначалу называли женщин, живущих на ферме Родигиных, отличались особым трудолюбием, живя по православным законам, община обеспечивала себя в полной мере. Молебны проходили в "общественном доме" у иконы Божьей Матери "Скоропослушницы". Фактически, постепенно община перерастала в женский монастырь.

Слух о чудотворности родигинской иконы распространялся все дальше, поток богомольцев увеличивался, причем в обход существовавшей в Шаркане Петропавловской церкви, построенной по указу Вятской духовной консистории в 1875 г. Именно туда решил перенести "Скоропослушницу" Святейший Синод в 1903 г.

Расставаться с родной святыней семейству Родигиных также, как и богомольным насельницам, было очень тяжело. Но не таковы шарканские заводчики, чтобы легко сдаться. Сын Михаила Ивановича – Алексей в 1908 г. добивается разрешения Вятской духовной консистории на строительство деревянной домовой церкви в честь Св. Михаила Архангела. Возводилась она два года и обошлась семейству в 20 тыс. рублей. 13 июля 1911 г. церковь освятил епископ Вятский и Слободской Филарет. Теперь на земле иноческого женского общежития появилась настоящая церковь. В этом же году Любовь Дмитриевна Родигина (вдова М.И.Родигина) направляет прошение во все учреждения духовного ведомства о преобразовании иноческой общины в "Шарканскую вотяцкую миссионерскую трудовую женскую Михайло-Архангельскую общину". Только в этом случае можно было вернуть икону Божьей Матери "Скоропослушницы" в общину.

Переписка затянулась на долгие семь лет. "Цель моей жизни – видеть общину самостоятельным женским монастырем", - писала в своих прошениях Л.Д.Родигина в различные духовные инстанции. За это время умер сын просительницы – Алексей Михайлович Родигин, завещав немалую сумму на будущий монастырь.

Второй сын Михаила Родигина – Пантелеймон в 1912 г. жертвует в пользу женской общины почти двадцать десятин земли. Вызвался помогать общине и его двоюродный брат Василий Лаврович Жернаков – тюменский купец, торговец пароходами. Он жертвует общине 50 тыс. рублей. А с 1916 г. берет на себя выплату жалованья священнику шарканской обители по 50 руб. ежемесячно.

В уставе общины, разработанном в августе 1912 г. и хранящемся в Центральном госархиве Удмуртской Республики, говорится: "Община содержится трудами своими – обработкой земли, которой имеется 60 десятин, заработком своих мастерских, доходами от садоводства, скотоводства, пчеловодства. Число сестер будет определяться по мере дозволения средств содержания. В настоящее время проживает в общине 62 сестры: 40 русских и 22 вотячки, но, как имеющая быть чисто вотяцкой общиной, преобладающей половиной должны быть инородки. Цель существования общины – христианско-религиозно-нравственное воспитание и распространение навыков ведения сельского хозяйства среди вотяков". Кроме этого, всех насельниц обучали грамоте в двухклассной миссионеркой школе.

В ноябре 1915 г. Любовь Дмитриевна постриглась в монахини. Под именем София она официально стала "заведующей общежитием".

В сентябре 1917 г. общину посетил епископ Сарапульский и Елабужский Алексий. Вот что он сообщает в Святейший Правительствующий Синод: "Хозяйство поставлено у них образцово. Средств имеется достаточно, около 20 тыс. рублей. Приток доходов большой от наплыва богомольцев, в основном вотяков. Имеются мельница, кирпичный завод, кузница, столярная, чеботарная, слесарная, ткацкая, чулочная, малярная мастерские, веревочный завод. Причем, работы исполняют сами насельницы общежития – сами пашут, работают в кузнице, выделывают кирпич". Алексий просит Синод передать икону Божьей Матери "Скоропослушницы" женской общине. Но только спустя год Синод удовлетворяет его просьбу. В марте 1918 г. икона вернулась к своим первым владельцам в храм Михаила Архангела из Петропавловской церкви с.Шаркан, но ненадолго. В смутные 1920-е годы она исчезла.

Быть может, она затерялась в той неразберихе, была кем-то украдена или, напротив, спасена? Возможно, переправлена за границу или попросту сожжена при сломе храма? 80 лет о судьбе святыни никто ничего не знал.

Лишь недавно старинная икона вернулась в Шаркан. Молельню оборудовали в бывшем доме Родигиных. Словно по Божьему провидению "Скоропослушница" вернулась к тем, кому предназначалась с самого начала. Спасительницей чудотворной иконы оказалась монахиня Дорофея. До самой смерти она не расставалась со святыней. Пронесла ее сквозь тяжкие годы. Берегла для новых времен, для нас с вами.

И.Н.Зайцева, начальник отдела информации и публикации документов ЦГА УР.

Комментариев нет:

Отправить комментарий