Петербургский список иконы отличается по иконографии от афонского прообраза, почему получил название «Невской Скоропослушницы». Однако первоночально икона являлась полным списком ('снимком') с Афонской 'Скоропослушницы'.
Образ Божией Матери, ныне именуемой 'Невская Скоропослушница', был принесен в Санкт-Петербург в 1877г., иеромонахами Афанасием и Варсонофием, прибывшими из Русского Пантелеимоного монастыря на Святой Горе Афон в Россию для особой миссии.
В 1850-е годы в России возник так называемый 'мирликийский вопрос' — идея возродить храм на родине св. Николая Чудотворца (ныне г.Демре в Турции), который на протяжении многих лет был местом служения св.Николая, а после его кончины стал местом пребывания его святых мощей, где они почивали более700 лет вплоть до перенесения их в итальянский город Бари в 1087г. В период турецкого владычества мирликийский храм был осквернен и разрушен.
При содействии русского посла в Константинополе графа Николая Павловича Игнатьева, выкупившего землю с древним храмом в Россию с Афона прибыли монахи для сбора пожертвований на возрождение храма св.Николая. С собой они привезли святыни: Крест с частицей Животворящего Древа Господня, частицы мощей св.Николая и св. великомученника целителя Пантелеимона, и икону 'Скоропослушница'. Икона была написана не на дереве, а на толстом картоне, для удобства перенесения во время сбора пожертвований, поскольку икна на дереве такого размера очеь тяжела.
Чтобы осуществить свою миссию, афонские монахи обратились к духовным властям с просьбой причислить к возрождаемому храму в Мирах Ликийских возводимую в тот момент в центре Санкт- Петербурга часовню. Часовня должна была стать подворьем Мир Ликийских в столице Российской империи.
История строительства этой часовни была связана с чудесным спасением Государя Императора Александра II, в Париже 25 мая 1867г., во время покушения на него революционера Б.Березовского.
Определением Св.Синода в 1879г., часовня была приписана к Мирликийскому храму св.Николая ,и передана в управление афонской братии. Постройка часовни была закончена и 6 декабря 1879г, освящена. Привезенные с Афона святыни и икона 'Скоропослушница' были помещены в часовню и перед ними стали регулярно совершаться молебны.
Разазившаяся Русско-турецкая война 1877-1878гг. Помешала воздвигнуть храм на родине св.Николая в Мирах-Ликийских, турецкие власти конфисковали русскую собственность, и храм поныне стоит в руинах.
Прославление образа 'Невская Скоропослушница' связанна с её спасение во время пожара.
Осенью 1885 года (по другим источникам - в 1880 году) в Александро-Николаевской часовне произошел пожар, в результате которого часовня сгорела дотла. Однако это несчастье послужило прославлению образа Божией Матери "Скоропослушницы".
«…В мусоре пепелища была обретена нетленная икона Божией Матери "Скоропослушница", писанная на толстом картоне, с явными следами огненного опаления, доселе еще не изгладившимися…Такое чудесное спасение святыни храма произвело на благочестивых обывателей окружающей часовню местности и жителей Петербурга громадное впечатление. Молва, переходя из уст в уста, быстро облетела не только всю столицу, но и ее отдаленные глухие окраины. К иконе Божией Матери Скоропослушницы во временное помещение ее на Калашниковском проспекте потянулись вереницы богомольцев и пред нею непрерывно совершались молебны. Явная милость Божия, сопутствовавшая усердию молитвы и твердости в вере с надеждою прибегавших к заступничеству и скорой помощи Владычицы, усилила в значительной степени прилив богомольцев в часовню. Св. икону, по желанию жителей столицы, ежедневно начали развозить по домам. Быстро на месте сгоревшей часовни была выстроена новая каменная часовня, по размерам значительно уже больше первой, и в ней, кроме молебнов и панихид, совершались ежедневно всенощные бдения и обедницы с чтением акафистов." (1, с.11)
Неопаленный образ Богоматери, был оставлен афонскими монахами в Петербурге. Таким образом пожар уничтоживший часовню, определил дальнейшую судьбу иконы. Именно благодаря огненному знамению по попущению и промыслу Божию,прославился этот образ Богородицы.
Однако иконография образа изменилась: вместо Одигитрии, каковой является афонский образ Скоропослушницы, петербургский список стал оглавным изображением Богоматери. Тем не менее за иконой сохранилось прежнее название 'Скоропослушница.'
Во время реставрации возможно при участии афонских монахов, на иконе была дописана правая рука Богородицы в молитвенном обращении к Спасителю, повтаряющая жест афонской 'Скоропослушницы'. Кроме руки на иконе было начертано молитвенное обращение к Божией Матери;' Предстательство и покров жизни моея полагаю Тя, Богородительнице Дево, Ты мя окорми ко пристанищу Твоему, благих виновна, верных утверждение, едина Всепетая'.
В 2005г., на заседании Синодальной комиссии по канонизации святых было вынесено определение Святейшего патриарха Алексия относительно переименования чтимой в Санкт- Петербурге иконы Божией Матери 'Скоропослушница' в 'Невскую': 'Почитаемый в Санкт-Петербурге образ Божией Матери именовать Невской 'Скоропослушницей'.
Таким образом мы находим разрешение вопроса, который часто возникает при виде иконы 'Невская Скоропослушница' : почему она так сильно отличается от иконографии своего афонского первообраза, сохранив при этом его наименование.
Комментариев нет:
Отправить комментарий